Запряжка лошадей способы запряжки

Что нужно знать о запряжке?

Для того чтобы запрячь лошадь, потребуются навыки, знания и опыт обращения с этим животным. Лошадь вряд ли доверится человеку, которого не знает. Запрягают животное обычно в телегу или сани. Учатся этому непростому ремеслу быстро, если проявлять смекалку и запоминать попутно последовательность действий.

Контактируя с этим животным, человек получает эмоциональную пользу. Правильно запрягать лошадь – искусство, которое способно навредить животному, если оно не отточено мастером. Во время процедуры запряжки важно быть осторожным, последовательным, не ругать жеребца, если что-то не будет получаться.

Запрягать лошадь: элементы упряжи, этапы процесса, виды запряжки

Упряжь должна идеально подходить лошади, быть подогнана точно под нее. В неправильной амуниции животному будет нелегко передвигаться, труднее дышать и оно может получить травму. Даже лично зная хороших изготовителей, магазины, найти действительно хорошую упряжь для лошадей тяжело, особенно новичкам.

Состоит упряжь из нескольких элементов. Не поддавайтесь желанию купить готовый комплект. Опытные люди приобретают элементы отдельно друг от друга: только так можно собрать действительно хорошо сидящую сбрую. Для того чтобы запрячь лошадь, нужно приобрести:

  1. Хомут. Труднее всего подобрать для лошадей подходящие им хомуты. От плохо сидящего хомута конь страдает сильнее всего — нужно, чтобы между горлом и хомутиной проходила ладонь, только в этом случае животное сможет свободно дышать и двигаться. Короткий хомут будет давить, длинный — провисать. Подкладка у амуниции должна быть мягкой, а после поездки ее нужно почистить от грязи и просушить. Кожаный гуж скрепляют хомут и оглобли, супонь стягивает клещи хомута.
  2. Дуга соединяет хомут с оглоблями, как и другие части.
  3. Шлея. К хомуту необходима прочная кожаная шлея, и снова — она должна подходить под размер шеи коня. Просторная шлея будет постоянно сползать, особенно при спуске, и повозка ударит коня по ногам.
  4. Узда применяется для управления лошадью, включает она удила, поводья и недоуздок. Удила должны лежать на беззубой части десны, ремни — лежать свободно.
  5. Вожжи используют для управления животным с повозки. Лучше брать достаточно длинные, для того чтобы обойти повозку. Вожжи должны быть мягкими, но крепкими, чтобы их было удобно держать в руках.
  6. Седелка применяется для поддержки с помощью чересседельника и для того, чтобы смягчить давление от упряжи на спину лошади во время езды по неровной местности. Седелка встречается двух типов: горбатая для коней с высокой холкой и лежачая — для лошадей с низкой холкой. Для того чтобы седелка не сползла, нужно приладить подпругу.
  7. Чресседельник и подбрюшник представляют собой ремни, проходящие через седельник на оглоблю.

Упряжью называют множество приспособлений, с помощью которых лошадь тянет телегу, повозку. Опытный хозяин подгоняет упряжь для конкретного животного так, чтобы ему было удобно двигаться.

  • Первым и главным элементом упряжной системы является узда – несколько ремней, соединенных между собой. Ремни подтягивают или ослабляют так, чтобы под ними можно было поместить пальцы, сложенные вместе; под подборным ремнем свободно проходить рука, сложенная в кулак; удила чуть-чуть приподнимают краешки губ скакуна.
  • Хомут – сложная деталь, в которую входит восемь элементов. Он необходим, чтобы передать тягловую силу лошади повозке. Для подбора хомута животному необходимо измерить деревянным метром расстояние от шеи от холки до плечевого сустава. К полученным измерениям добавляются погрешности: если хомут предназначен для воза – 5-8 сантиметров, для пахоты – 3-6 сантиметров. Измерение шеи коня производится специальным циркулем в самом широком месте. Если хомут подобран правильно, то ладонь должна свободно проходить под хомутом, под верхнюю часть приспособления можно просунуть два пальца. Если хомут большой, то он ложится на лопатки и уменьшает тягловую силу коня. Если же он, наоборот, маленький, то он сдавливает шею лошади, мешая ей свободно двигаться. У хомута обязательно должна быть мягкая подкладка, чтобы суровая кожаная основа приспособления не натирала шею лошади, которую нужно чистить после каждой запряжки. Кстати, перед тем, как одеть хомут на шею, нужно расправить гриву, чтобы она не попала под него. Опытные хозяева во время дождя накрывают хомут непромокаемой тканью: это предохраняет кожу животного от потертостей.
  • Шлея удерживает хомут в тот момент, когда животное спускается по наклонной дороге или резко тормозит.
  • Деталь седелка закрепляет через чересседельник, представляющий ремень, всю запряжку и передает силу на лошадиную спину. Седелка может быть горбатой или лежачей, что зависит от степени упитанности животного.
  • Закрепляет седелку деталь — подпруга.
  • Под ней проходит ремень, затянутый петлей на краях оглобли. Это подбрюшник, который не дает деталям перемещаться по телу.
  • Чтобы заставить животное слушаться нужны вожжи, пристегнутые к удилам.
  • Хомут скрепляется со всей упряжью дугой, которая уменьшает вибрацию, возникающую на холмистой дороге.

Первое правило, которое должен знать хозяин лошади следующее: снятую упряжь класть на землю нельзя. Ее следует отнести в кладовую (шорную) и повесить на специальные деревянные крюки, размещенные так, чтобы сбруя не касалась стены и пола. Время от времени упряжь осматривают и в солнечный день смазывают керосином все металлические части, а затем натирают сухой суконной тряпкой. Смазанная упряжь должна проветриваться около часа.

Итак, любой хозяин, купивший лошадь, должен научиться самостоятельно ее запрягать. Освоить эту премудрость немного сложно, ведь очень много непонятного. Однако, во всем можно разобраться, почерпнув информацию на многочисленных Интернет-форумах. К знаниям следует добавить и любовь к животным, ведь держать лошадь и не любить ее нельзя.

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

  • Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
  • С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
  • Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
  • Подпруга удерживает седелку.
  • Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
  • Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
  • Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
  • Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний  запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями.

Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз.  Однако, всегда что-то приходится делать впервые.

Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться –  что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов:  удила, их кольца, затылочный ремень,  двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия  от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки,  подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют  и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на  15-ть процентов лучше;
  • подпруга.  Устройство для крепления  седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле.  Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким  амортизатором,  который смягчает  удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:

  • осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их  целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов  нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
  • после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
  • подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и  пропустите  ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
  • затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду.  Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
  • шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
  • заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
  • берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
  • гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
  • подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
  • после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся.  При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
  • привязываем коня  к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
  • надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались,  ремни перекидываем через  оглобли;
  • в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Предлагаем ознакомиться:  Искусственное размножение пчел

Как запрягать лошадей: способы, описание, характеристика

Запряженные лошади используются во многих областях России как вид транспорта. Действительно, данное средство передвижения очень простое и при желании любой житель сельской местности может стать обладателем красавца и выезжать в собственном экипаже. Запрягать лошадь можно несколькими способами. Самый распространенный постромочно-дышловой метод (парная запряжка) подходит для телег с одиночным дышлом, располагающимся по центру.

Запрягаемые лошади пристегиваются по обе стороны оглоблей. Такой вариант удобен при вспахивании угодий. Берутся нагрудники, нашильники и постромки, то есть, ремни, которые сравниваются и выравниваются. На лошадь надеваются хомуты и уздечки. Выведенные животные расставляются по разные стороны от дышла.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что количество лошадей в упряжке было разным: от одной до двенадцати.  Запрягали по-разному: от одной до двенадцати. Классическая упряжка – две лошади, запряженные в одну линию, вереницей, то есть, цугом, «гусем». Цугом могло идти парное количество голов, расположенных по двое.

В зависимости от количества животных такой цуг называли «четверик», «шестерик», «восьмерик». Еще одна особенность. Запряжка цугом – бездуговая упряжь, истоки которой нужно искать в Древнем Риме. Так запрягались колесницы. В России же цугом ездили цари. Это был торжественный выезд, привлекающий большое количество зрителей. В современной жизни упряжки цугом – диковинка, хотя в отживленных больших городах такое «такси» используется для развлечения туристов.

Основу цуговой упряжи составляют дышла и оглобли, которые притягиваются ремнями к хомутам. Сила лошади передается всем составляющим упряжи посредством постромков. Повозкам поворачивается или останавливается благодаря постромкам. Кучер управляет лошадью посредством вожжей – длинных поводьев.

Вариантов запряжек коней известно немало, и различаются они не только по виду сбруи, но и по способу ее крепления, назначению, числу коней.

Виды запряжек по типу упряжи:

  • постромочная – самый простой вариант для использования в сельском хозяйстве. Дышло и оглобли здесь не применяются, поэтому вес упряжи и нагрузка на животное меньше, чем при других способах. В то же время, на крутом спуске такая упряжь не может удерживать повозку, что нередко приводит к травмам лошади;

    Постромочная запряжка с хомутом

    Постромочная запряжка с хомутом

  • постромочно-дышловая – упряжь комплектуется дугой и дышлом, предназначенным для сдерживания повозки. Используется в сельскохозяйственных работах. Такая запряжка обеспечивает устойчивость при движении и повышает работоспособность животного. Здесь очень важно не перетянуть упряжь, иначе дышло сильнее давит на хомут и вызывает повреждения плечевой области и холки;
  • оглобельно-постромочная – отличается отсутствием дуги. Хомут соединяется с оглоблями отдельными фиксаторами из металла или кожи. Если применяют короткие оглобли, их подсоединяют к седелке. Этот способ распространен в ряде европейских стран, а потому часто называется английской запряжкой;

    Упряжь оглобельно-постромочная хомутная

    Упряжь оглобельно-постромочная хомутная

  • оглобельно-дуговая – считается отечественным видом запряжки, в Европе и западных странах почти не встречается. Применяют в сельском хозяйстве и транспортных перевозках. С помощью деревянной дуги выполняют соединение хомута и оглобель, при этом дуга препятствует выворачиванию клещей и повышает работоспособность животного;

    Тройка в оглобельно-дуговой запряжке

    Тройка в оглобельно-дуговой запряжке

  • смешанная – сочетает в себе 2-3 типа запряжек и позволяет одновременно задействовать несколько лошадей. Характеризуется отсутствием дуги, применяется чаще всего для перевозки людей или груза, не подходит для разбитых дорог с крутыми спусками и подъемами.

    Комбинированная запряжка

    Комбинированная запряжка

По числу одновременно впрягаемых коней, делятся запряжки на парные, одиночные и многолошадные. В парной животные располагаются 2 способами – рядом или друг за другом. Первый вариант называется пара, второй – тандем, или цуг. В обоих случаях применяется либо постромочный вид запряжки, либо смешанный.

Запряжка лошадей способы запряжки

Лошади в упряжке

Многолошадные упряжи могут быть только смешанного типа. Каждый конь, в зависимости от расположения, имеет свое название. Основным считается коренник – животное, припряженное либо к дышлу, либо к оглоблям. Он тащит повозку, притормаживает ее на спусках, что требует выносливости и большой физической силы. Именно поэтому коренником выбирают самого крепкого и рослого коня. Впереди припрягается выносная лошадь, а возле коренника – пристяжная.

Три коня могут быть запряжены в ряд (русская тройка), цугом или по-европейски – коренной и два выносных впереди. Для узкой дороги такой способ передвижения является более удобным. Для четырех коней применяют два способа: пара выносных перед парой коренных (четверик) и четыре коня в ряд (квадрига).

Русская тройка

Четверик коней

Квадрига лошадей

Запряжка из пятерых животных называется пятерик. Здесь применяется лишь один вариант – три выносных располагаются в ряд, за ними пара коренных. Шестерик представляет собой три последовательно запряженных пары. Впрягать большее количество животных практического смысла не имеет, но такие запряжки часто используются в различных развлекательных и торжественных мероприятиях.

Шестерик коней

Лошадь – красивое и умное животное, которое легко поддается дрессировке при умелом подходе. Иметь собственного жеребца – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе не все.

Запряженная лошадь

К тому же в черте города нет необходимости его содержать, ведь передвижение осуществляется с помощью автомобиля и другого механического транспорта.

https://www.youtube.com/watch?v=OVXTe26CpgE

В сельской местности, например, досуг и работа напрямую связаны с лошадьми, они используются для передвижения, перевозки грузов, пашни.

Существует несколько известных методов, как запрячь лошадь. Каждый из них требует мастерства и опыта. В России самые популярные виды запряжки – дышловая и оглобельная.

  • Оглобельно-дуговой способ. Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях. Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
  • Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
  • Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.

Последовательность действий

Прежде чем совершать конную прогулку в экипаже, необходимо подумать как о своей безопасности, так и о безопасности животного. Оба этих фактора возможно соблюсти только в том случае, если закладка лошади в транспортное средство произойдет правильно. Далее речь пойдет о русской одноконной запряжке:

  • В первую очередь внимательно осматривается и чистится само животное. Затем проверяется упряжная амуниция (на предмет целостности). Не допускается наличие разрывов на ремешках.
  • При помощи колец соединяются чересседельник и подбрюшник. После того как ремни будут пропущены во внутрь, делается петля, одевающаяся на оглоблю.
  • На лошадь одевается уздечка, затем – хомут и седелка. Чтобы проще было одеть хомут, его переворачивают вверх клещами, а затем поворачивают в правильное положение уже непосредственно на шее.
  • Подтягивается подпруга, подгоняются ремни шлеи таким образом, чтобы между ними и телом лошади проходила ладонь ребром.
  • Теперь можно коня заводить в оглобли. Есть два варианта: либо животное само перешагивает через планку, либо заводится задом. Молодое или пугливое животное лучше запрягать методом накатывания. Поднимаются оглобли, и транспортное средство подкатывается к животному.
  • Дугу вставляют в гужи, сначала в левый, затем переносят свободный край через шею лошади и закрепляют второй гуж таким образом, чтобы выемка находилась со стороны оглобли. При необходимости гужи укорачиваются методом переворота. Осталось затянуть хомут таким образом, чтобы клещи плотно прилегали друг к другу, затем необходимо обмотать их супонью.
  • Чересседельник первым приматывается к оглобле, затем наступает черед подбрюшника. С помощью этих ремней осуществляется регулировка поднятия оглобель на нужную высоту.
  • Последним этапом является пристегивание вожжей к трензельным кольцам.
Предлагаем ознакомиться:  Породы скаковых лошадей английская скаковая лошадь

Данная методика подходит для пары лошадей. Нередко сельскохозяйственные работы могут потребовать парной запряжки. Транспортное средство, куда будет ставиться пара, должно обладать дышлом, расположенным посредине. К ней необходимо будет пристегнуть каждую из лошадей. К главным частям упряжи можно отнести:

  • постромки;
  • нагрудник;
  • нашильник.

Запряжка происходит в следующей последовательности:

  1. На лошадей необходимо одеть уздечки, хомуты, седелки.
  2. Кони расставляются таким образом, чтобы один находился слева, а другой – справа от дышла.
  3. К дышловому кольцу крепится нашильник, а идет он от кольца на нагруднике. Благодаря этому ремню происходит фиксация хомута и натяжение постромок.
  4. Нагрудник необходимо закрепить с хомутом и постромками.
  5. На последнем шаге происходит пристегивание вожжей к трензельным кольцам обоих коней.

Является самым легким способом закладки лошади в экипаж. Тут отсутствуют дышла, оглобли, дуга. Второй вариант названия данного метода – пристяжной. Популярен с использованием экипажей, орудий сельского хозяйства. На лошадь просто накладывается шлея, и затем она пристегивается к кольцу транспортного средства.

Постромочная запряжка

Все вышеперечисленные методы позволяют познакомиться с теоретической частью закладки лошади в экипаж или иное транспортное средство. Для людей, не имеющих соответствующего опыта, настоятельно рекомендуют выполнять запряжку только под руководством профессионала, в противном случае можно получить тяжелые травмы и погубить животное.

Перед тем как запрягать коня, его необходимо внимательно осмотреть и почистить. Затем проверить целостность упряжи: она не должна иметь потертостей, трещин, разрывов. Если гужи разной длины, их следует сделать одинаковыми.

  • Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
  • Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
  • Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
  • После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
  • Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
  • Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
  • Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
  • Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
  • Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
  • Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.

Постромочно-дышловая запряжка — парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи.

Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Парная запряжка

Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут).

Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.

Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности.

После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки. Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться. Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами.

Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться.

Как запрячь лошадь: способы, последовательность и рекомендации

Далеко не все имеют свою собственную лошадь. В городской черте таких владельцев практически нет, потому что в мегаполисе от нее нет пользы. А вот в сельской местности работа и досуг вместе с ней будут намного интереснее и продуктивнее.

Не трудно догадаться, что в один прекрасный момент вам придется запрягать лошадь в сани или телегу. Если опыта подобных действий у вас еще нет, то могут возникнуть трудности. А для того чтобы досконально запомнить очередность выполнения операций, необходимо проделать это много раз.

Чтобы сориентировать новичков ниже будут приведены практические рекомендации и способы запрячь коня.

Владелец лошади должен запомнить все этапы запряжки

Пожалуй, одним из самых важных моментов верховой езды является седловка лошади. Казалось бы, что тут сложного? Закинул на лошадку седло и поскакал.

А на самом деле, недостаточное внимание к правильному и надежному использованию амуниции может стоить всаднику жизни.

Запряжка лошадей способы запряжки

Именно поэтому сегодня мы попытаемся понять, как правильно оседлать лошадь, чтобы тренировка принесла пользу и вам, и вашему животному, а также узнаем, как научиться кататься на лошади.

Седловка лошади делится на несколько основных этапов: чистка, одевание уздечки, закрепление седла. Но прежде чем приступать к снаряжению лошади, с ней нужно пообщаться, расположить ее к себе. О каждом из этапов мы поговорим подробнее.

Первое, что должен сделать любой всадник перед тем, как оседлать лошадь – это осмотреть животное. Любые припухлости, потертости на боках и холке, ранки должны быть осмотрены, обработаны обеззараживающим средством.

Кроме того, если эти образования мешают лошади чувствовать себя комфортно, то езду с седлом нужно отменить до тех пор, пока ранки не заживут. Осмотреть нужно и живот лошади, область под передними ногами (то место, где будет проходить подпруга). Если вы заметите там какие-либо потертости, то тренировку тоже придется отменить. После этого можно производить чистку животного.

Уздечка

Далее нужно аккуратно надеть уздечку. Будьте очень внимательны, не тяните за уздечку, не дергайте лошадь, вы можете травмировать ей рот металлическим трензелем. Встаньте рядом с животным, обязательно с левой стороны. Накиньте на шею животного повод.

Правой рукой обхватите голову коня на уровне выше носа, но ниже глаз и плавно потяните немного вниз. Проденьте капсюль (специальное широкое кольцо, под которым расположены ремни с железом). Затем быстро, но крайне аккуратно введите железо в рот животного.

Предлагаем ознакомиться:  Лошадь тяжеловес и ее особенности

Если хитрая лошадка отказывается открывать рот, чтобы взять железо, то не надо стучать ей по зубам металлическим трензелем. Поверьте, настроения вашему питомцу это не прибавит, лучше нажмите пальцами левой, свободной руки, на рот лошади у самого основания. Там расположена мягкая часть десен, и при достаточном нажатии лошадь откроет рот и возьмет трензель или другой вид железа.

После этого проденьте в уздечку уши животного, проследите за тем, чтобы налобный ремень не вылез слишком высоко на лоб коня и не висел низко. Кроме того, в налобник стоит продеть челку, если у вашего питомца она есть. Это позволит животному избавиться от лишней щекотки. В самом конце застегните подбородочный ремень.

Теперь, когда вы успешно справились с уздечкой, можно немного выдохнуть, набраться уверенности и сил (а они вам еще нужны, чтобы затянуть подпругу и успешно провести езду) и приступить к закреплению седла.

Прежде всего, уложите на спину лошади вальтрап – специальное покрывало, предотвращающее стирание спины лошади. Следите за тем, чтобы сукно полностью закрыло холку, а нижний край вальтрапа был у плеча.

Поместить вальтрап надо так, что бы петли и закрепки были направлены в сторону головы животного. Сверху нужно положить амортизатор (специальная прокладка из геля, предназначенная для лучшего распределения веса по спине животного) и потник. Они должны располагаться в том же направлении, что и вальтрап.

Самое время заняться седлом. Возьмите его в руки, развернув подпругу и уложив ее на сиденье. Уложите седло на спину лошади так, чтобы задний край располагался на самом конце амортизатора.

Проденьте подпругу в петли вальтрапа, оберните вокруг ремней закрепы. Затем вас ожидает самая веселая часть седловки – закрепление подпруги. Проведя подпругу под грудью лошади, начните пристегивать ее к приструге с левой стороны.

Помните, что между самой подпругой и кожей животного должно проходить два пальца.

Из видео «Все об управлении» вы узнаете много полезной информации.

В результате, после того как всадник выходит в манеж в счастливом намерении запрыгнуть в седло и начать тренировку, его ожидает жестокое разочарование. За время пути от конюшни до манежа животное «сдувается», подпруга ослабляется, и незадачливый всадник при прыжке пикирует лицом в песок.

Поэтому, когда вы выходите на поле, нужно обязательно еще раз проверить подпругу и затянуть ее при необходимости.

Кроме всего прочего, в седловке лошади могут быть использованы такие элементы, как шпрунты, ногавки, бинты,  мартингал или подперсье. Помните о том, что оседланный конь не должен оставаться без присмотра.

Теперь, научившись тому, как седлать лошадь, немного поговорим о том, как управлять лошадью. Для того чтобы научиться езде верхом, человеку нужны два умения: чувство баланса и ритм.

К сожалению, люди, которые обладают этими умениями в первый же день работы с лошадью – крайне редко встречаются.

Всем остальным помогут специальные упражнения, которые служат для того, чтобы разработать правильную посадку и управление лошадью.

Русская упряжь

Кстати, о посадке. Это очень важный элемент управления лошади для тех, кто хочет правильно ездить. Хорошо понимающий животное всадник способен развернуть коня одним движением плеча. Далее мы поговорим об основных средствах и формах управления лошадью.

Способы управления

Как научиться ездить на лошади и что для этого нужно – вопросы, которыми задаются все новички конного спорта. Работа с лошадью лежит на трех китах: повод, шенкель, тело. Поговорим о них подробнее.

  • Повод – самый важный инструмент контроля животного. Держите его так, будто эта «веревочка» соединяет две ваши жизни (в некоторых ситуациях, это действительно так). Работать с поводом нужно мягко, вытягивая его или отпуская руку вперед. Помните, что дергать за повод или виснуть на нем нельзя, это может не только причинить боль животному, но и спровоцировать его на обратные резкие действия.
  • Шенкель – это внутренняя поверхность ноги, начиная от колена всадника. Она должна быть плотно прижата к телу животного. Шенкель работает как своеобразная педаль газа. Мощный толчок высылает животное в галоп, смещение по уровню подпруги служит для поворота лошади.
  • Тело всадника – один из самых важных инструментов управления лошадью. Так, например, смещение тела в сторону поворота позволяет животному лучше прочувствовать  движение. А подача всадником корпуса вперед при езде галопом упрощает и ускоряет ход животного.

Кроме того, существуют и вспомогательные элементы работы с животными: хлыст и шпоры. Но использоваться они должны очень аккуратно, только теми всадниками, которые хорошо понимают, с какой силой, в каких ситуациях они должны применяться и как управлять животным после их применения.

Важные команды

Новичку в конном спорте нужно уметь выполнять три основных элемента: посыл вперед, остановку и поворот.

На езде выслать коня вперед на любом аллюре совсем несложно. Для этого необходимо набрать повод до тех пор, чтобы он перестал свободно провисать, а его длина свободно контролировалась посадкой всадника.

После этого нужно прижать шенкель и выполнить толчок. Помните, что на всех аллюрах, всадники используют разные техники толчка.

При повороте всадник немного набирает повод с той стороны, куда планирует поворачивать. Помните, что «скручивать» голову животного поводом в нужном направлении нельзя.

При этом нельзя отпускать противоположный повод, иначе животное не выполнит поворот в нужном вам радиусе. При повороте работает и нога всадника.

При повороте направо, например, правая нога держит животное у стенки, а левая дает импульс движения.

Остановка выполняется при помощи подачи корпуса всадника с набранным поводом и прижатым шенкелем глубоко назад.

Из видео «Как правильно седлать лошадь» вы получите массу полезных советов, которые помогут вам в этом нелегком деле.

 Загрузка …

Постромочный. Чаще всего используется в сельском хозяйстве. Отличается отсутствием дышла и оглобель, за счет этого идет меньшая нагрузка на лошадь. Однако минус заключается в том, что при крутых спусках упряжь не будет удерживать средство передвижения, а это может привести к травме животного.

Дышлово-постромочный. Здесь есть дуга и дышло, которые сдерживают повозку. Такой способ запрягать лошадь служит для обеспечения устойчивости во время движения, а также для увеличения рабочего качества животного.

Оглобельно-постромочный тип. Здесь на специальных фиксаторах из кожи или металла идет соединение хомута с оглоблями. При работе с короткими оглоблями они будут крепиться к седелке. Такая запряжка популярна в Европе, и другое ее название – английская.

Как запрячь коня

Оглобельно-дуговой вариант относится к запряжке отечественного типа и не применяется практически в европейских странах. Используется для сельского хозяйства и перевозок грузов. Деревянные дуги соединяют оглобли с хомутом. Дуга не дает клещам выворачиваться, благодаря чему лошадь способна работать более плодотворно.

Смешанный тип. Может сочетать сразу несколько вариантов и можно одновременно использовать несколько животных. Дуга у такого типа повозки отсутствует, а потому ее лучше не использовать на плохой дороге и в местах, где есть крутые спуски и подъемы.

  1. Перед тем как запрягать коней в русскую сбрую, нужно осмотреть лошадь и проверить состояние упряжи. Хомут должен быть чистым и сухим, а длина гужей — одинаковой. Сани нужно вывезти на ровное место. Предварительно телегу смазывают и подготавливают.
  2. Надеть узду, затем седелку. Подпруга должна лежать плотно, не сползать. Седелку и подпругу накладывают и застегивают слева.
  3. Расправить шлею, хомут надеть на голову коня через шею. Перед тем как надевать, поворачивают концами клещей вверх, после надевания разворачивают в правильное положение.
  4. Теперь можно запрячь лошадь в телегу. Коня нужно завести в оглобли, заставив его переступить через жердь. Другой способ применяется, если животное пугливое и недоверчивое: накатывают оглоблю на него. Заложить дугу и подогнать длину гуж.
  5. Перед работой натянуть чресседельник и подбрюшник. На левый гуж положить оглоблю, в петлю протянуть ветвь дуги и перекинуть ее через шею коня. Правую оглоблю приложить к соответствующей ветви дуги и обхватить ее конец гужем.
  6. Супонью обмотать клещи хомута и сделать так чтобы они сошлись. Затягивать сильно, затем снова обмотать супонь, а ее конец подтянуть так, чтобы осталась петля, которую при случае можно было бы быстро распустить.
  7. В результате дуга крепко держится, а хомут не сдавливает, но плотно лежит на шее коня. Чересседельник проводят под правую оглоблю, а его конец обвязывают вокруг нее, опять делая петлю.
  8. Подтянуть подбрюшник, повод перебросить через шею в дуговое кольцо. Идеальное положение повода — когда он не мешает двигаться лошади. Вожжи пристегнуть.

Рекомендации специалистов

Специалисты советуют новичкам сначала изучить, из чего состоит упряжка, и найти подход к животному. Лошадь, запряженная в сани или телегу, представляет собой простой вид транспорта, который используется в разных регионах РФ. Для начала изучите инструкцию, посмотрите, как запрягают лошадь профессионалы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Болезни животных
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector