Как правильно запрягать лошадей

Как правильно запрягать лошадей

Для того, чтобы запрячь лошадь в телегу необходимо знать полную конструкцию упряжки, так как именно от нее будет зависеть весь процесс. Функция упряжи заключается в передаче тягового усиления животного на саму повозку. Чтобы сохранить работоспособность лошади, упряжь подбирается индивидуально в зависимости от размера и конституции животного. Для этого есть специальные регулировочные ремни.

В нашей стране сегодня используется три типа упряжки: одноконная, пароконная и многооконная для троек. На Западе среди последнего типа различают четверку, шестерку и восьмерку. Также упряжь бывает дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Более широкая классификация различает оглобельно-дуговую или «русскую» запряжку, хомутово-оглобельную, постромочно-дышловую и постромочную запряжку. Все они отличаются своей конструкцией и способом запрягания лошадей.

Что нужно, чтобы запрячь лошадь в такую вот традиционно одноконную русскую телегу? Во-первых, нам нужно знать из чего состоит упряжь и все ли у нас есть. Итак, у нас должен быть хомут с гужами, супонь, шлеи (нарытник), дуга, сиделка с чересседельником. Обязательно хомут подбирается индивидуально под свою лошадь.

Чересседельником без сиделки пользоваться нельзя, так как его тонкий ремень может повредить кожу. Он натягивается и пропускается через верхнюю часть сиделки. Такая часть упряжи помогает распределять давление от оглоблей на спину животного. Дуга поддерживает в правильном положении оглобли, которые держит сам хомут. Каждая часть имеет свою последовательность надевания.

  1. Запрягать лошадь всегда начинаем с одевания узды. Если на улице зима, удила или трензель нужно согреть в руках, дабы холодное железо не повредило мягкие ткани.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в праву сиделку с чересседельником и накладываем седелку на спину животного. Сначала кладем ближе к холке, потом, расправляя шерсть, подвигаем на свое правильное положение. Смотрите схему.
  3. Передняя часть сиделки должна лежать выше холки, задняя – на спине ниже, примерно на уровне 9-15-го ребер.
  4. Шлея сиделки должна лежать ровно на расстоянии 10 см от локтя животного. Подпругу затягиваем так, чтобы между шлеей и телом коня можно было просунуть два пальца.
  5. После этого одеваем хомут. Его нужно повернуть нижними частями вверх и продеть через голову лошади. Дойдя до самой узкой части шеи, переворачиваем и кладем в правильном положении. После расправляем задравшуюся гриву и на корпус животного набрасываем шлею.
  6. Затем заводим коня в оглобли таким образом, чтобы концы как раз располагались на уровне гужей.
  7. Переходим к правой оглобле и прикрепляем к ней чересседельник за петлю сиделки. Потом также с левой стороны.
  8. После этого берем дугу, в левой руке держа гуж. Ее нужно подвести снизу под левую оглоблю и, обогнув против часовой стрелки, одеваем конец дуги в петлю. Опять огибаем гужью оглоблю. Кладем дугу на хомут так, чтобы ее правый конец коснулся правой оглобли. Повторяем продевание дуги в петлю правой гужи.
  9. Переходим к лопатке лошади, берем супонь и стягиваем два края хомута. Это не так легко, как кажется, иногда нужно приложить силу. Но еще нужно проверить хватает ли гужа. Если концы хомута не смыкаются, ее нужно удлинить. Если сомкнулся хомут, но дуга лежит плохо, нужно укоротить гужи.
  10. К уздечке пристегиваем вожжи. Если лошадь хорошо слушается повод, то вожжи продеваем через середину дуги. Если плохо – снаружи.
  11. Следите, чтобы гужи были сзади дуги, а не впереди. Проверьте ее устойчивость и движение телеги.
Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Этот вид упряжки используется для работы с парой лошадей. Часто в ходе сельскохозяйственных работ нужно использовать пару. Однако для такой запряжки телега должна быть с дышлом – одиночная оглобля, которая располагается посередине. К ней пристегивается каждая лошадь. Главные части этой упряжи – это постромки, нагрудники и нашильники.

  1. Одеваем уздечки на лошадей и хомуты.
  2. Расставляем животных с правой и левой стороны от дышла.
  3. На дышло одеваем нашильник каждой лошади и закрепляем его в кольце на нагруднике. Нашильники контролируют натяжение постромок и фиксируют хомут.
  4. Затем нагрудники закрепляем за хомут и за постромки.
  5. Пристегиваем вожжи к уздечке.

Это самый простой вид запряжки, так как не имеет ни дышла, ни оглобель, ни дуги. Чаще всего такой способ упряжи называется пристяжкой. Его можно использовать как для телеги, экипажа, так и сельскохозяйственных орудий (борона, плуг). Вся суть этого вида запрягания заключается в накладывании на лошадь шлеи и пристегиванием ее за кольцо повозки. Схема одевания шлей схожа с оглобельно-дуговой упряжью.

В этом видео вы сможете увидеть весь процесс одевания упряжи на лошадь. В примере представлены сани, но запрягание в телегу идентичное.

Как правильно запрягать лошадей

Прежде чем совершать конную прогулку в экипаже, необходимо подумать как о своей безопасности, так и о безопасности животного. Оба этих фактора возможно соблюсти только в том случае, если закладка лошади в транспортное средство произойдет правильно. Далее речь пойдет о русской одноконной запряжке:

  • В первую очередь внимательно осматривается и чистится само животное. Затем проверяется упряжная амуниция (на предмет целостности). Не допускается наличие разрывов на ремешках.
  • При помощи колец соединяются чересседельник и подбрюшник. После того как ремни будут пропущены во внутрь, делается петля, одевающаяся на оглоблю.
  • На лошадь одевается уздечка, затем – хомут и седелка. Чтобы проще было одеть хомут, его переворачивают вверх клещами, а затем поворачивают в правильное положение уже непосредственно на шее.
  • Подтягивается подпруга, подгоняются ремни шлеи таким образом, чтобы между ними и телом лошади проходила ладонь ребром.
  • Теперь можно коня заводить в оглобли. Есть два варианта: либо животное само перешагивает через планку, либо заводится задом. Молодое или пугливое животное лучше запрягать методом накатывания. Поднимаются оглобли, и транспортное средство подкатывается к животному.
  • Дугу вставляют в гужи, сначала в левый, затем переносят свободный край через шею лошади и закрепляют второй гуж таким образом, чтобы выемка находилась со стороны оглобли. При необходимости гужи укорачиваются методом переворота. Осталось затянуть хомут таким образом, чтобы клещи плотно прилегали друг к другу, затем необходимо обмотать их супонью.
  • Чересседельник первым приматывается к оглобле, затем наступает черед подбрюшника. С помощью этих ремней осуществляется регулировка поднятия оглобель на нужную высоту.
  • Последним этапом является пристегивание вожжей к трензельным кольцам.

Постромочно-дышловая запряжка — парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи.

Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Лошади пользуются особой популярностью в домашних хозяйствах, а особенно – в деревнях.

Этих животных используют как тягловую силу, а также для перевозки грузов. Кроме того, контакт с лошадьми очень полезен для здоровья, так как эти благородные животные способны примести нам массу положительных эмоций.

За лошадью нужно правильно ухаживать, чтобы она прожила как можно дольше и служила Вам многие годы. Прежде всего, нужно правильно запрягать лошадь, так как в случае нарушения этой процедуры, лошадь может очень пострадать.

Русская упряжь

Известно несколько способов, как можно запрячь лошадь. Запряжки бывают оглобельно-дуговой, комбинированной оглобельно-постромочной, постромочно-дышловой и просто постромочной. Запрягать можно одновременно две, три и более лошадей.

Существует вариант смешанных запряжек, когда вместе запрягают две и три лошади.

Прежде всего, нужно ознакомиться с упряжью, которую используют при содержании лошадей.

Во время содержания в стойле или в период отдыха применяют недоуздок, который делают из тесьмы или сыромятной кожи. Для управления животным используют узду. Изготавливается она индивидуально под лошадь, исходя из параметров головы животного.

Важно правильно сделать узду, чтобы удила лежали на том краю нижней челюсти, где нет зубов, и чтобы они не давили на уголки рта. Если узда слишком короткая, то она будет натирать кожу в уголках рта и создавать животному дискомфорт.

Вожжи и повод нужно пристегивать к удильным кольцам.

Хомут также подбирается индивидуально по размерам и форме шеи. Если он слишком короткий, то на шею будет оказано давление, от чего лошадь может задыхаться. Это особенно опасно тогда, когда животное подымается вверх. Также могут появиться повреждения в области плеч и холки.

Как правильно запрягать лошадей

Если лошадь выездная, то хомут для нее должен быть легким (до 3 – 4 кг), а если животное-тяжеловоз, то вес хомута должен достигать 8 – 10 кг. Седелку нужно подбирать по холке. Если холка низкая, то и седелка должна быть соответствующей, лежачей, но если холка высокая, то седелку берут горбатую.

Это приспособление вместе с подпругой нужны для того, чтобы зафиксировать хомут, дуги и оглобли. В этом случае необходимо еще использовать подбрюшник и чересседельник, которые изготавливаются из сыромятных ремней.

Дуга применяется при запряжке лошади оглобельно-дуговым способом. Вес данного приспособления зависит от назначения лошади.

Лошадь – красивое и умное животное, которое легко поддается дрессировке при умелом подходе. Иметь собственного жеребца – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе не все. К тому же в черте города нет необходимости его содержать, ведь передвижение осуществляется с помощью автомобиля и другого механического транспорта. В сельской местности, например, досуг и работа напрямую связаны с лошадьми, они используются для передвижения, перевозки грузов, пашни.

  • Оглобельно-дуговой способ. Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях. Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
  • Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
  • Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.
    лошади запряженные упряжку
  • Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
  • Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
  • Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
  • После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
  • Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
  • Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
  • Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
  • Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
  • Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
  • Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.
    лошадь запряженная в телегу

Оглобельно-дуговая запряжка

До того, как запрягать лошадь таким способом, нужно обязательно проверить повозку или сани.

Предлагаем ознакомиться:  Как содержать двух кошек

Как правильно запрягать лошадей

Также подлежат внимательному осмотру гужи на хомуте. Их длину нужно отрегулировать таким образом, чтобы при запряжке животного супонью была возможность стянуть клещи хомута и прикрепить на оглоблях дугу. Далее на лошадь нужно надеть уздечку, застегнуть ремень на подбородке, а в рот вставить удила.

Если Вы запрягаете лошадь на морозе зимой, то удила нужно сначала согреть теплом ладони, а уже потом вставлять лошади в рот. После на животное нужно надеть седелку, причем двигать ее надо по направлению роста шерстки от холки к спине.

После этого нужно пристегнуть подпругу к горту седелки. Хомут нужно надевать клещами вверх на голову. Повернуть хомут клещами вниз нужно только после того, как голова полностью пройдет через отверстие хомута.

Обязательно нужно делать это по направлению роста гривы. Далее следует расправить шлею и достать из-под шлеи и хомута хвост и гриву.

После выполнения всех этих действий в одну руку следует взять повод уздечки, а в другую – вожжи, дугу, подбрюшник и чересседельник и так выводить лошадь из конюшни.

Перед тем, как запрячь животное, на левую оглоблю следует надеть подбрюшник и чересседельник так, чтобы интервал между ними и концом оглобли был приблизительно 40 – 50 см. После этого нужно положить оглоблю на левый гуж хомута. Должна образоваться петля, в которую необходимо продеть ветвь дуги, а саму дугу перенести через шею лошади.

нужно поднять правую оглоблю с земли, приложить ее к правой ветви дуги и обхватить конец дуги через оглоблю сверху гужом. Расстояние между дугой и концами оглобли должно быть одинаковым.

Супонь нужно обматывать дважды вокруг клещей хомута и затянуть ее так, чтобы клещи сошлись. В случае необходимости, для того, чтобы стянуть супонь, можно упереться в правую клещу ногой, а супонь затянуть силами рук и корпуса.

Далее следует обмотать супонь еще один раз, а ее свободный конец нужно просунуть между клещами и супонью и протянуть его под супонь. Протягивать супонь нужно так, чтобы оставалась небольшая петелька. Потом нужно протянуть конец супони в обратную сторону, а оставшийся конец обмотать вокруг петли.

Делать это нужно для того, чтобы, в случае необходимости, супонь можно было распустить всего одним движением. После того, как Вы затянете супонь, нужно проверить крепко ли держится на оглоблях дуга. Для проверки нужно всего лишь удалить рукой дугу, она не должна отклоняться.

Если же дуга держится плохо, то ее нужно снять и укоротить гужи.

В случае невозможности стянуть клещи, то гужи нужно наоборот прибавить. Важно проследить за тем, чтобы шея лошади не стягивалась хомутом. Чересседельник нужно продеть через седельные кольца, пропустить его под оглоблю справа и подтянуть так, чтобы между хомутом и холкой, хомутом и шеей можно было вставить 2-3 пальца.

Конец чересседельника нужно обмотать вокруг оглобли, при этом также нужно оставить петлю для быстрого распускания.

Также интересно прочитать про лучшие масти лошадей

Подбрюшник нужно пускать через шлевку подпруги, туго подтянув к оглобле справа.

Повод нужно скрестить и перебросить через шею, продевая в дуговое кольцо. Повод можно пропускать только с одной стороны там, где нет гривы.

Для этого нужно протянуть его через уздечный ремень на подбородке, а конец продеть через дуговое кольцо, обматывая вокруг дуги или прямо привязывая к правой оглобле.

Подов не должен создавать препятствий для движений головы.

Вожжи нужно протягивать поверх гужей чересседельника с обеих сторон шеи и пристегнуть их к удильным кольцам.

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

  1 — Удила
2 — Узда
3 — Дуга
4 — Повод с темляком
5 — Зга
6 — Седёлка
7 — Чересседельник
8 — Шлея
8а — Продольный ремень
8б — Поперечные ремни
8в — Откосный ремень
8г — Ободовый ремень
8д — Мочка
9 — Оглобля
9а — Гребенка
9б — Тяж
10 — Подбрюшник
11 — Подпруга
12 — Гуж
13 — Хомут
14 — Супонь
15 — Вожжи

Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила.

Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз.

Как правильно запрягать лошадей

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 — 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю.

Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь.

Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 — 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны.

Иванова Г.В.Запряжка лошадиПрактическое руководство

Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.Поэтому  я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Как правильно запрягать лошадей

Для начала — о строении сбруи и ее предназначении.Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

  1. уздечка с поводом
  2. хомут
  3. седелка
  4. подпруга
  5. шлея
  6. чересседельник и подбрюшник
  7. вожжи
  8. дуга

1. Узда. Служит для управления лошадью. Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.

 1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

  1. супонь
  2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
  3. покрышка
  4. войлочная подкладка 
  5. горт — ремень для пристегивания шлеи.
  6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.

№ хомута

длина хомута

ширина хомута

43

21

1

45

23

2

48

24

3

50

25

4

53

26

5

54

27

6

56

28

7

60

30

8

63

31,5

9

66

32,5

Допуск 0,5 / 0,2

Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину — на уровне гужевых отворов.

Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Предлагаем ознакомиться:  Чем правильно кормить кота или кошку в домашних условиях

Хомут подходит по размеру:

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

 

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.
 

 
3. Седелка.  Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

  1. арчак
  2. полки
  3. потник
  4. крышка (кожаная или из линолеума)
  5. приструги (горты)
  6. дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

Состоит из нескольких ремней:
1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками) 
6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
 Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

Что нужно знать о запряжке?

Для того чтобы запрячь лошадь, потребуются навыки, знания и опыт обращения с этим животным. Лошадь вряд ли доверится человеку, которого не знает. Запрягают животное обычно в телегу или сани. Учатся этому непростому ремеслу быстро, если проявлять смекалку и запоминать попутно последовательность действий.

Контактируя с этим животным, человек получает эмоциональную пользу. Правильно запрягать лошадь – искусство, которое способно навредить животному, если оно не отточено мастером. Во время процедуры запряжки важно быть осторожным, последовательным, не ругать жеребца, если что-то не будет получаться.

Последовательность постромочно-дышловой запряжки

Этот вид запряжки – парный. Применяется она в случае использования лошадей в хозяйстве для передвижения повозок или орудий, у которых есть дышло.

Как правильно запрягать лошадей

Перед тем, как запрягать животных, нужно выровнять нагрудники, постромки и нашильники. Потом на лошадей нужно одеть узды и хомуты. После животных нужно расставить справа и слева от дышла, в зависимости от их положения в упряжи. Потом на конец дышла или передний валек нужно надеть нашильник и закрепить его в нагрудном кольце.

Именно нашильники распределяют напряжение постромок и фиксируют хомут. Их нужно закреплять за постромки и за мочку хомута.

Постромки нужно закрепить на вальке, причем первой нужно закреплять внутреннюю, а потом внешнюю постромки. После этого можно пристегивать вожжи.

Распрягать животных нужно в обратной последовательности действий, причем очень аккуратно, чтобы не навредить животным.

Состав упряжи

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

  • Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
  • С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
  • Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
  • Подпруга удерживает седелку.
  • Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
  • Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
  • Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
  • Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).

Еще до того как вы подойдете к лошади, стоит разобрать, из чего состоит упряжь. А без нее не удастся осуществить задуманную операцию. Любая упряжь состоит из следующих главных частей:

  • Узда – основная составляющая сбруи, которая необходима для того, чтобы управлять конем. Она состоит из удила и его кольца, ремня на затылке, двух ремней на щеках, по одному ремню на подбородке и лбу.
  • Хомут – еще один компонент, который служит для передачи тяги от лошади к телеге. В своем составе имеет клещи, гужи, хомутину, покрышку, войлочную подкладку, горт и кольцо. Чтобы хомут не сдавливал шею, его делают свободным.
  • Седелка – особое приспособление в сбруе, закрепляющее и поддерживающее запряжку. Способно увеличить тягу коня на 15%.
  • Подпруга – устройство, помогающее удержать седелку на лошади.
  • Шлея входит в число основных компонентов. Она держит хомут и не позволяет ему сползать при ускорении и торможении. Представляет собой ремни, регулирующие и удерживающие лошадь в упряжи.
  • Чересседельник – еще один ремешок, проходящий внутри седелки и крепящийся к оглобле. Его функция заключается в удержании хомута, оглобли и дуги на спине коня, а также в осуществлении передачи тяги к упряжи.
  • Подбрюшник идет ниже подпруги и крепится на оглобле. По сути, является еще одним ремнем.
  • Вожжи необходимы для управления движением коня. Те, кого интересуют способы, с помощью которых можно запрягать лошадь, про них точно знают.
  • Дуга – завершающий элемент, но играющий не последнюю роль. Выполняет соединительную функцию между хомутом и оглоблей посредством гужей. Это своеобразный амортизатор, смягчающий рывки и удары телеги, что благоприятно сказывается на коне.

С составом сбруи разобрались, переходим непосредственно к действиям, показывающим, как запрячь лошадь. Описан этот процесс будет на примере русской одноконной дуговой упряжи.

Лошадь в одноконной русской упряжи

На сегодняшний день всю упряжь можно разделить на два вида: европейскую и русскую. У каждой из них есть свои особенности и совершенно разное количество элементов.

Как правильно запрягать лошадей

Разобраться со строением упряжи необходимо каждому человеку, который собирается использовать свою лошадь для закладки в то или иное средство передвижения. Познакомиться с главными составляющими этой амуниции можно немного ниже:

  1. Уздечка. Необходима для того, чтобы управлять лошадью во время передвижения. Состоит она из ремня затылочного, ремня на подбородке, пары нащечных ремней, налобного, трензеля и поводьев.
  2. Главной частью амуниции является седелка, располагающаяся на холке и фиксирующая запряжку.
  3. Благодаря подпруге седелка крепится на спине лошади.
  4. За счет шлеи происходит удерживание хомута и его фиксация во время движения транспортного средства. Он состоит из нескольких ремешков, которые можно регулировать.
  5. Ремешок, проходящий сквозь кольца на седелке, называется чересседельником, а крепится он к оглобле. Благодаря этому ремню происходит удержание и фиксация основных элементов упряжи.
  6. Обеспечивает тягу от лошади к транспортному средству – хомут. Он состоит из клещей, войлочной подкладки, гужей, покрышек, кольца и горта.
  7. Ремень, проходящий под брюхом лошади и крепящийся в шлевки на подпруги, называется подбрюшником. Он также прикрепляется к оглобле.
  8. Благодаря соединительному элементу – дуге – происходит смягчение рывков, ударов.
  9. Заключительный элемент упряжи – вожжи, за счет которых происходит управление лошадью во время движения.
Русская упряжь

Данная амуниция больше используется в спортивных соревнованиях – драйвинге, а также для работы лошадей в экипажах европейского типа. Отличается более меньшим количеством деталей и простотой в использовании. Заложить лошадь в европейской упряжи в средство передвижения гораздо быстрее, чем в русской. Однако для эксплуатации сельскохозяйственных транспортных средств она не подходит.

  1. Шорка. Одевается на грудь животного через шею. Состоит из холочного, соединительного, удерживающего и нагрудного ремней. Соединительные ремни могут иметь кольца для вожжей.
  2. Седелка. Оснащена кольцами для вожжей.
  3. Подпруга.  Устройство данной части амуниции заключается в закреплении седелки.
  4. Постромки. Крепятся к шорке и экипажу. Могут регулироваться по длине.
  5. Шлея. Состоит из спинного ремня, соединительных (откосных ремней), обводного ремня и подхвостника, за счет которого осуществляется фиксация упряжи.
  6. Вожжи.

Стоит отметить отсутвие подбрюшника и чересседельника.

Европейская упряжь

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
  • подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Парная запряжка

Как правильно запрягать лошадей

Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут).

Предлагаем ознакомиться:  Содержание лошади в домашних условиях лошади на даче

Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.

Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности.

После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки. Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться. Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами.

Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться.

Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут).

Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.

Этапы запряжки

Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка

Крепление уздечки

Это самое простое, что есть в упряжи. После расправления всех декоративных элементов, наденьте уздечку на голову лошади.

Крепление хомута

Как правильно запрягать лошадей

Хомут помогает лошади перевозить тяжелые телеги и сани, в том числе с пассажирами. Хомут должен сидеть у основания шеи, плотно прилегая к телу. Слишком большой хомут, как и слишком маленький может вызвать значительные травмы. Если у вашего животного большая голова или чувствительные уши рекомендуем надевать хомут клещами вверх, а потом уже повернуть в стандартное положение по направлению роста гривы.

Крепление седелки

Используется для передачи тяговой силы на спину лошади. Для животных с высокой холкой рекомендуется использовать горбатую седелку, для лошадей со средней и низкой холкой — прямую. Выбранный вариант седелки плотно пристегивается подпругой к телу на нижнюю половину холки.

Крепление шлеи

Шлея используется для надежной фиксации хомута, что особенно важно при интенсивном движении по неровной поверхности. Данный элемент упряжи нужно приладить таким образом, чтобы между ободовым ремнем и седалищными буграми проходила ладонь. Боковой ремень закрепляют к основанию гужей.

Эти элементы упряжи не допускают резких коллебаний оглобель и поддерживают массу хомута, оглобель и дуги. Чересседельник с подбрюшником закрепляют на одну оглоблю на расстояние около 50 см от края, продевая оба ремня в кольцо. Важно продублировать такое же расстояние на другой оглобле.

Крепление дуги

Необходимо соединить оглоблю, дугу и хомут гужами с одной стороны. Повторить ту же процедуру с другой стороны.

Фиксация хомута

Клещи хомута туго стягивают с помощью супоней. Супони, как правило, дважды обматывают вокруг клещей. При необходимости упираются ногой в хомут для максимально надежного крепления. После этой процедуры дуга должна прочно держаться в одном положении даже при достаточно сильном ударе. Хомут не должен сдавливать шею животного.

Заправки ремней

Необходимо продеть расправленный чересседельник в петлю седелки, далее продеть подбрюшник через петлю подпруги. Расстояние от чересседельника до гужей с обеих сторон должно быть одинаковым. Затем нужно слегка подтянуть чересседельник через седелку, чтобы между хомутом и шеей проходили 3-4 пальца. Следующим шагом следует обернуть чересседельник вокруг оглобли перед ремнем и за ним. Далее перекинуть кончик справа налево и закрепить на оглобле поверх чересседельника.

Крепление повода

Необходимо провести повод через кольцо на дуге и зафиксировать на одном из гужей. Далее следует расправить все кисточки и украшения, присутствующие в упряжи.

Крепление вожжей

Как правильно запрягать лошадей

Вожжи фиксируют на кольцах удил, пропуская через кольца у гужа или под гужом, в случае если колец нет.

Упряжь позволяет животному тянуть телегу, сани, повозку, равномерно распределяя давление. Качественная упряжь, выбранная по размеру именно для вашей лошади, является одним из необходимых условий успеха, но далеко не единственным. Неправильно или небрежно приложенная амуниция сделает послушное животное агрессивным, а простую работу невероятной мукой, как для человека, так и для лошади.

С давних времен лошади помогали людям перевозить грузы и пассажиров в любое время года, в любую погоду. Так будем же благодарны им. Помните — лучше потратить время на то, чтобы правильно запрячь коня, чем потом лечить травмированное животное.

Чтобы правильно научится запрягать животное, необходимо:

  • Первым делом следует осмотреть и почистить животное. Визуально и механически проконтролировать целостность всех элементов упряжи. Убедиться, что нет заметных разрывов, потертостей и других слабых мест. В случае, когда гужи разной длины, их следует сделать равными. Иначе сбруя будет кривой, что помешает нормальному движению телеги.
  • Когда все приготовления завершены, приносят все составляющие сбруи.
  • Возьмите подбрюшник и чересседельник, которые соединены с единым кольцом. Пропустив ремешки через него, получится петелька. Ее следует надеть на оглоблю.
  • На коня надевают хомут, узду и седелку. Последнюю кладут так, чтобы она лежала на нижнем участке холки. Удачное место нужно еще найти. На спине будет низко, а на холке – высоко. Надевать хомут необходимо только в положении клещами вверх. После этого его опускают на шею и переворачивают. При необходимости, его поправляют, чтобы он хорошо лежал на шее у коня.
  • Шлею нужно положить на холку и приступать к ее расправлению. Ремешки соединяют с пряжками. Затягивать ремни стоит до тех пор, пока между ними и седалищными буграми проходит ладонь.
  • Коня заводят в оглоблю. Существуют разные способы этого действия. Первый заключается в том, чтобы лошадь перешагнула через жердь оглобли. Второй состоит в заводе лошади задним ходом. А третий предполагает накатывание оглобли на стоящего коня. Последним вариантом хорошо пользоваться в случае с пугливыми и молодыми животными.
  • Берите дугу и вставайте перед конем, смотря на него. Прислоните ее к правой конечности лошади, а левой рукой путем перекручивания подгоните гуж под нужную длину.
  • Гуж поставить рядом с краем оглобли. Возьмите дугу и вставьте ее левый край в петлю гужа, а второй переложите через оглоблю. Она должна очутиться в вырезе дуги, а та — на шее у коня.
  • Подойдите к оставшейся оглобле и поверните дугу выемкой к ней. Гуж накладывается на оглоблю, а петля на дугу.
  • Хомут затяните, супонь обмотайте вокруг клещей. Они сомкнулись и нужно следить, чтобы оглобли и дуга были под углом 90 градусов друг к другу.
  • Конь привязывается к левой оглобле. Хомут вставляется после того, как животное подтягивается назад на один шаг.
  • Потом приступите к голове коня. Повод накидывается на шею, темляк прикрепляется к гуже так, чтобы животное могло поднять голову. Ремни кидаются через оглобли, чтобы не болтались.
  • Последним шагом будет крепление вожжей к удило. Желательно одну из них пустить под, а другую над гужом.

Лошадь в русской одноконной упряжи, запряженная в сани

Какими бывают запряжки для лошадей

Постромочный. Чаще всего используется в сельском хозяйстве. Отличается отсутствием дышла и оглобель, за счет этого идет меньшая нагрузка на лошадь. Однако минус заключается в том, что при крутых спусках упряжь не будет удерживать средство передвижения, а это может привести к травме животного.

Дышлово-постромочный. Здесь есть дуга и дышло, которые сдерживают повозку. Такой способ запрягать лошадь служит для обеспечения устойчивости во время движения, а также для увеличения рабочего качества животного.

Оглобельно-постромочный тип. Здесь на специальных фиксаторах из кожи или металла идет соединение хомута с оглоблями. При работе с короткими оглоблями они будут крепиться к седелке. Такая запряжка популярна в Европе, и другое ее название – английская.

Оглобельно-дуговой вариант относится к запряжке отечественного типа и не применяется практически в европейских странах. Используется для сельского хозяйства и перевозок грузов. Деревянные дуги соединяют оглобли с хомутом. Дуга не дает клещам выворачиваться, благодаря чему лошадь способна работать более плодотворно.

Смешанный тип. Может сочетать сразу несколько вариантов и можно одновременно использовать несколько животных. Дуга у такого типа повозки отсутствует, а потому ее лучше не использовать на плохой дороге и в местах, где есть крутые спуски и подъемы.

Также запряжки могут делиться по количеству лошадей:

  • одиночная;
  • парная:
  • многолошадная.

Последний тип предполагает использование исключительно смешанного варианта запряжки. У каждого животного тут будет свое название. Главная роль отведена кореннику, который запрягается в оглобли или к дышлу. Осуществлять торможение на спуске и тащить передвижное средство будет именно коренник. На роль такой лошади лучше всего подобрать животное с хорошими физическими данными.

Многолошадная запряжка

Вперед запрягают выносного скакуна, а рядом с коренником – пристяжного. Тройку можно запрягать в ряд или на европейский манер: один – коренник, пара – навынос. При узких дорогах последний вариант более удобный. Четверик запрягается как пара навынос и коренная пара, либо все четверо в ряд.

Пятерики имеют свою особенную запряжку единственным способом. Тройка – навынос в ряд, а следом идет коренная пара. Шестерная – лошади запрягаются попарно друг за другом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Болезни животных
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector